Костя рисует "Солнечную вишню".

 

Сейчас я открою  все наши тайны и волшебство Костиного рисования , наверное, развеется.  Но я сделаю это, ведь, может быть, это поможет    семьям, где есть особые дети.

 

Костя мечтал рисовать с детства. Еще в 2010 году, когда мы уговаривали доктора сделать Косте операцию по методу Ульзибата, Костя написал письмо с просьбой помочь ему,  потому что он хочет рисовать , как мама.

Потом мы начали пробовать рисовать гуашью,  карандашами, маслом.  Но мы быстро поняли, что акварель  - это самая легко - ложащаяся на бумагу красочка.   Когда мы делали первые шаги в рисовании, то  я  радовалась,  что Костя хотя бы попадает кисточкой по бумаге : ))
А потом  много - много дней,  месяцев и лет мы рисовали. Было много неудач, но были и  удивительные работы, например, "Одуванчики".   Именно этот рисунок нас   окрылил.   "Одуванчики" - это  Костин "пропуск"  в мир живописи,  его талисман. (Сам рисунок находится в частной коллекции в США.)
К сожалению  учителей, обучающих рисованию при  тяжелых формах ДЦП ,  методик и советов я так и не нашла.  Про "спасение утопающих" я знаю и поэтому за изобретательство принялась сама.  Сколько за эти годы  было придумано приспособлений для удержания кисточек -   не пересчитать.

Несколько лет Костя смотрел  обучающие курсы по рисованию акварелью,   но большую  часть уроков он мог  повторить  только с моей помощью.  Он и сейчас  вместо "сказочки на ночь" ежедневно смотрит  онлайн - уроки и   мастер-классы.  Причем, смотрит не отрываясь от монитора,  ловя каждое слово.

Не скрою, что наше рисование  очень сложное  физическое занятие, как для Кости, так и для меня.  Для того чтобы Костя мог относительно свободно двигать правой рукой мне нужно удерживать его в нужном положении - полусидя, придерживая голову и левую руку,  одновременно мне нужно держать планшет, менять  кисточки и   краски.


Наши секреты рисования (этапы):
1- Мы долго смотрим фотографии и картины художников. Костя может нарисовать далеко не все.  Я очень люблю   фотографировать и поэтому мы стараемся рисовать только по своим снимкам. 
Потом мы обсуждаем сюжет. Костя не может говорить и поэтому говорю и предлагаю я,  а Костя соглашается или заставляет искать дальше.  Я делаю несколько зарисовок,  чтобы понять возможно ли это для Кости, но никому эти наброски не показываю, ведь у меня другой стиль и я не умею рисовать так "легко и акварельно". 

2- Я распечатываю фотографию будущего рисунка в цветном и черно - белом вариантах.   Ч\б снимок нужен чтобы понять тональность рисунка.

3- Я делаю рисунок или намечаю линиями границы объектов, так как  Костя не может держать карандаш.  Но это совсем не значит, что он не рисует, а  раскрашивает.  Мой рисунок для Кости примерный ориентир. Часто он  рисует не по моим линиям, а по своим, ведь у Кости гиперкинезы и попасть кисточкой в нужное место бывает очень трудно. Таким образом,  получается именно его рисунок, а не мой.

4- Я наношу маскировочную жидкость на светлые места или объекты. Часто Костя сам наносит маскировку, ведь вся прелесть его рисунка заключается в неровностях его линий.  Костя просто обожает  делать светлые кляксы !



5- Я прикрепляю лист с рисунком к планшету (или ДВП) малярным скотчем и смачиваю чистой водой всю бумагу.

6- Костя делает  заливки красками,  махая большой кисточкой вдоль и поперек.  Вот здесь и нужен ч\б снимок. Тени он заливает холодными красками - кобальт синий и ультрамарин или добавляет  синюю ко всем цветам, а светлые места теплыми - желтыми, оранжевыми, красными.

В этом рисунке он сделал точечные мазочки.  Но  сейчас  у него "волшебный" листок хорошей акварельной бумаги. По этой бумаге можно кисточкой не водить, краска  сама красиво разливается.  И еще один секретик от волшебства бумаги  - я могу немного "отмыть"  неудачные места и Костя может их снова нарисовать.

 

Я придерживаю Костю за спину  и он как бы сидит, но плохо, что идет огромная нагрузка на позвоночник. Поэтому мы часто отдыхаем, буквально через несколько взмахов кисточки.

 

Вот здесь, на этом снимке,  видны эти мазочки - точечки, которые расплываются. По маскировке на вишенках проводить кисточкой  не опасно.




Это следующий этап. Мы смотрим на фотографию и ч\б распечатку и смотрим куда и какой цвет заливать.
Вот здесь Костя сделал так:   все в тени залил индиго и изумрудной + индиго.  Все, что освещено солнышком,   он залил  лимонной и лимонной + изумрудной. Самые темные места Костя залил чистой индиго.
Когда рисовали листочки, то Костя начал наносить второй слой "зеленью" на предыдущую заливку. Я хотела остановить, но не успела.   А  ведь хорошо получилось, Костя  всегда знает как лучше.  Одновременно этой же "зеленью" он залил стол и пол :))


Набирает усердно цвет, мазок за мазком.



7- Я сняла маскировочную жидкость  с вишенок, но оставила на веточках.




Работа требует четкости, а у Кости могут случиться внезапные взмахи рукой - гиперкинезы.  Я иногда гашу эти взмахи, придерживая  за большой палец.




Вишенки Костя тоже покрывает точечками




Вот так , всё очень - очень  не быстро!  До этого момента  Костя  успел  2 раза покушать и несколько раз отдохнуть на диване. 




8 - Потом я сняла всю маскировку и на бумаге четко проявились светлые места.




9- Я убираю скотч и рисунок открывается во всей красе:) Нам с Костей всегда нравится каждый новый рисунок. 
Смотрю издалека и  вижу, что выделяется чужеродное желтое  пятно.  Но это не страшно,  я   отмываю его водой.




10- Всё!

Новый рисунок " Солнечная вишня" готов !

Вот так   создаются  "Костины  шедевры" !